Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей к детскому саду
Адаптация к детскому саду является сложным периодом не только для детей и их родителей, но и для воспитателей. Эмоциональное состояние детей оказывает влияние на весь образовательный процесс. Поэтому важно, чтобы процесс привыкания протекал как можно быстрее и спокойнее.
На что обратить внимание воспитателю?
Работа с родителями
В период адаптации работе с родителями отводится важное значение. Начинать проводить её следует заранее, до поступления ребенка в детский сад.
1. Воспитателю нужно объяснить, как нужно вести себя родителям во время привыкания малыша к новым условиям. Показать группу, познакомить с распорядком дня, рассказать о правилах посещения ДОУ.
2. Рекомендуется выяснить полезную информацию о каждом ребёнке (как его называют дома, какие имеет привычки, на каком уровне развиты навыки самообслуживания, во что любит играть, спит ли днём и как быстро засыпает и т.д.). Для удобства можно провести анкетирование на родительском собрании.
3. Целесообразно рекомендовать постепенно приучать малыша к группе сада. Вначале оставлять ребёнка на 1-2 часа, затем до обеда и уже на сон.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
1. Важно сформировать у малышей положительную установку, желание идти в детский сад. Во многом это зависит от умения воспитателя создать атмосферу тепла, и благожелательности в группе. Если ребенок будет чувствовать атмосферу уюта в группе и дружелюбие, ему будет легче адаптироваться к ДОУ.
2. Создать комфортную атмосферу поможет так же удобная мягкая мебель, разнообразные игрушки, цветы на окнах.
3. Воспитателю важно быть снисходительным к плачу детей, терпеливым, с пониманием относиться к проявлению эмоций во время адаптационного процесса. Первое время ребёнок может не принимать воспитателя, сторониться его. Со временем это пройдёт, если заботиться о создании благоприятного для ребенка взаимодействия – положительного, доверительного, дружелюбного. Во время разлуки с мамой ребёнок испытывает дефицит в телесном контакте. Если ребенок плачет, его можно обнять, поиграть в пальчиковые игры-потешки, погладить по голове.
4. Ребёнку важно то, как его встречают в группе. Взрослому нужно делать это радостно «Дети, посмотрите, кто к нам пришёл! Мы тебя очень ждали. Будем вместе играть»!
5. Ребёнку важно давать ощущение безопасности, находить способы развивать чувство уверенности и успешности в разных занятиях и режимных моментах. Ему нужен оптимистичный взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать.
6. В конце дня обязательно следует порадовать родителей успехами малыша, похвалить его.
7. Не в коем случае не «отрывать» от родителей силой. Не следует игнорировать страх и плач малыша. Если адаптация проходит не легко, не нужно заставлять насильно делать то, что делают другие – есть, спать, играть с другими детьми и т.д.
И, помните, у каждого ребенка процесс адаптации происходит по-своему. Одни справляются с ним легко, другим это даётся сложнее и болезненно. Важно придерживаться индивидуального подхода и тогда всё обязательно получится.
Педагог-психолог
Ильницкая Наталья Михайловна