Речевые игры для детей 08.02.2023

Составитель: Шарипова С.З.

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении.

К таким проблемам относятся:

  • Примитивность фраз;
  • Скудный словарный запас;
  • Недостаточное использование литературных слов и выражений;
  • Проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;
  • Недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;
  • Проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

Речевая игра для детей 3-4 лет

«Что звучит?»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Речевая игра для детей 5-6 лет

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

  • Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
  • Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
  • Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
  • Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Речевая игра для детей 6-7 лет

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

  • Приятель - друг - враг;
  • Грусть – радость – печаль;
  • Еда – очистки – пища;
  • Труд – завод – работа;
  • Танец – пляски – песня;
  • Бежать – мчаться – идти;
  • Думать – хотеть – размышлять;
  • Шагать – сидеть – ступать;
  • Слушать – глядеть – смотреть;
  • Трусливый – тихий – пугливый;
  • Старый – мудрый – умный;
  • Бестолковый – маленький – глупый;
  • Смешной – большой – огромный.