Учебный день в музее

Образовательный проект «Урок в Музее»

Межведомственный образовательный проект «Урок в музее» реализуется ГБУК города Москвы «Московский центр музейного развития» и ГБОУ «Городской методический центр Департамента образования города Москвы».

Проект направлен на создание единого образовательного пространства школы и музея, на преодоление разобщенности образовательной деятельности школы и музея в рамках мегаполиса. Потенциал московских музеев необычайно важен для образовательных и воспитательных задач на всех уровнях образования, начиная от дошкольного отделения и заканчивая старшей профильной школой.

В московских музеях детям предлагаются многообразные циклы интересных занятий. В настоящее время сложилась уникальная ситуация: образовательная реформа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени.

Сегодня учитель так организует учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включает в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, в музеях. Таким образом, школа и музей получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей для достижения синергетического эффекта. Специалисты московского Городского методического центра создали педагогический конструктор, который в структурной модельной форме дает учителю определенный модуль для построения музейного урока своими силами. В музейной сети появляется тип историко-бытовых музеев, призванный документировать быт и образ жизни различных слоев населения. В эту сеть вошли музеи-усадьбы, музеи-монастыри, музеи-особняки, музеи крестьянского быта и т.д.

Музейные занятия со школьниками проводятся как учителями школы, так и сотрудниками музеев. Музейные уроки уникальны, носят яркий эмоциональный характер, являются источником для формирования собственного инновационного творческого багажа учителя.

Уроки в музеях играют важнейшую роль в социализации учащихся, формировании культурного мировоззрения. Они не только возбуждают любопытство и привлекают внимание школьника к предмету, но и заставляют задуматься, побуждают искать свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной в музее информации, поскольку ответы на них нельзя найти в учебнике.

В подготовке и проведении «Уроков в музее» учитель может отказаться от экскурсионного подхода, минимизирует презентацию информации посредством монолога. При системно-деятельностном подходе, который лежит в основе урока, школьнику необходимо четко осознавать: для чего он совершает определенное интерактивное действие, как обогатится его жизненный опыт, где и когда он сможет его применить. Моделируя проблемные и поисковые ситуации, музейные учителя используют методические приемы:

• знакомят с различными точками зрения на один и тот же вопрос;

• предлагают рассмотреть явление с различных (ролевых) позиций;

• подводят учащихся к противоречию и побуждать их самим найти способ его разрешения;

• побуждают делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

• предлагают проблемные задания.

Как показал опыт музейной педагогики наших учителей начальных классов, истории, литературы, биологии, географии, самым эффективным из методов деятельностного обучения в музее стал исследовательский метод, когда школьники, вооружившись маршрутным листом, самостоятельно исследуют экспозицию и в конце занятия, на основе зафиксированных этапов исследования делают содержательный вывод, который и является новым знанием, раскрывают значимость и практический смысл изучаемого материала. Всё это максимально раскрывает творческий потенциал учащегося, позволяет самореализоваться каждому ребёнку, а учителям – организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и музеях города Москвы.

Образовательные мероприятия в музеях города Москвы